В эпоху Эсхила, Софокла и Еврипида на афинских драматических состязаниях было принято показывать в один день три трагедии, а после них сатировскую драму. В сатировской драме действовали актеры в костюмах и масках трагических героев и рядом с ними хор в костюмах и масках сатиров. Странное соединение костюмов и в высшей степени странный обычай давать после трех серьезных пьес одну смешную! (Как будто после трёх больших блюд десерт: получается уж слишком «плотно».)
Казалось бы, сатировская драма будет отвлекать зрителей от серьезных мыслей о судьбе страдающих героев: зачем тогда были три трагедии? Но дело осложняется еще и тем, что сатировские пьесы писали и ставили те же самые сочинители трагедий – Эсхил, Софокл, Еврипид; они почему-то не ощущали, что похотливые и глуповатые лесные создания должны были нарушать стилистическую и смысловую цельность трагического спектакля.
Сатировская драма –прародительница пасторали и питательная среда будущей европейской трагикомедии. Античная классика обходилась с трагикомедией как со «смешанным» жанром непочтительно. Но прошли века, и Лопе де Вега в начале XVII века, хоть и назвал трагикомедию «Минотавром» (причудливым соединением человека и быка), а себя самого «варваром» по отношению к античности, однако отнесся к этому жанру уже как к главному в театре.
Центральное, доминирующее положение трагикомедии среди театральных жанров сохраняется, видимо, по сей день; разве что авангард сгустил краски и сделал важнейшим предметом своих усилий не трагикомедию, а трагифарс.
В лекции мы рассмотрим, как складывался жанр трагикомедии в различные эпохи европейского театра, и поразмышляем о том, почему он так необходим современности.
Москва
Арбат, 26
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.